НОВОСТИ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА

06.10.2021

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН – КЛЮЧЕВОЙ КРИТЕРИЙ ПРИ ПОДБОРЕ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В ТАСС состоялась пресс-конференция, посвященная внедрению демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс в системе среднего профессионального образования России в соответствии с национальным проектом «Образование». В 2021 году его сдадут около 200 тыс. обучающихся, а всего за 4 года применения уже сдали более 300 тыс. студентов и выпускников колледжей и техникумов. И тенденция возрастает. 650 российских и международных компаний признают результаты демонстрационного экзамена, а также паспорт компетенций (Skills Passport), который получают выпускники.


Представители Агентства Ворлдскиллс Россия, Министерства просвещения РФ, образовательных организаций, бизнеса и промышленных предприятий страны рассказали об итогах применения демонстрационного экзамена в колледжах, техникумах, вузах России с 2017 года, познакомили аудиторию с концепцией развития независимой процедуры проверки практических навыков и умений студентов до 2025 года, пояснили принципы проведения и отметили ее необходимость в условиях современной, быстро развивающейся экономики для конечного потребителя образовательных услуг – работодателя, который сегодня крайне заинтересован в квалифицированных, профессиональных кадрах.


Заместитель генерального директора по внедрению регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста АНО «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)» Олег Базер обратил внимание на то, что за все время применения демэкзамена наблюдалась исключительно положительная динамика развития, даже в период пандемии и локдаунов.


«Например, в 2021 году аккредитовано уже более 5 тысяч центров проведения демонстрационного экзамена на базе 1800 учебных заведений, в прошлом, 2020 году, таких площадок было 3600. Демэкзамен по стандартам Ворлдскиллс сегодня, наверное, единственная независимая процедура оценки навыков и умений выпускников колледжей и техникумов, – отметил Олег Базер. – Но мы можем сказать, что он уже вышел за границы среднего профессионального образования: на сегодняшний день его сдают и выпускники вузов, и студенты старшего возраста, которые проходят различные программы переподготовки. Используется этот инструмент и среди юниоров – детей до 16 лет».


Олег Базер также сообщил, что в соответствии с поручением президента России Владимира Путина Агентство Ворлдскиллс Россия в 2021 году приступило к обширной программе по модернизации системы внедрения демонстрационного экзамена, а именно разрабатываются комплекты оценочной документации по аккредитации образовательных организаций периодом на 3 года, что предоставит учебным заведениям новые возможности.


Заместитель директора департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения РФ Марина Софронова так прокомментировала текущую ситуацию: «Процедура независимой оценки при помощи демонстрационного экзамена не простая уже потому, что она независима в первую очередь от самой образовательной организации, поэтому она должна быть предельно объективна. Министерством просвещения разработан проект федерального приказа об утверждении нового порядка государственной итоговой аттестации, который отрегулирует, существенно дополнит и детализирует процедуры и формы применения демонстрационного экзамена».


По данным на 2021 год, как отметила Марина Софронова, третья часть из 500 федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) на сегодня предусматривает проведение демонстрационного экзамена, а в 2022 году планируется завершить работу по его включению практически во все ФГОС СПО, за исключением специфических отраслей, имеющих свою квалификационную структуру, таких как здравоохранение, хотя и в этих отраслях демонстрационный экзамен займет со временем свое место.


«Согласно исследованию, проведенному по итогам 2021 года, количество трудоустроенных после сдачи демонстрационного экзамена на 16 процентов выше, чем среди обычных студентов. Кроме того, они имеют более высокую зарплату», – сообщил директор департамента оценки компетенций и квалификаций Агентства развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия) Данил Уфимцев.


Как он добавил, в 2022 году эти показатели могут значительно увеличиться, так как государственную итоговую аттестацию пройдут уже более 212 тыс. студентов, а промежуточную – более 73 тыс. человек.


«Когда мы внедряли новую форму аттестации, нам пришлось пересмотреть всю систему подготовки кадров в целом, изнутри, и мы понимали, с какими сложностями мы можем столкнуться, – поделилась своим опытом директор ГБПОУ «Сергиево-Посадский колледж» Галина Носырева. – Мы добились, чтобы работодатели включились в образовательный процесс, включились в процедуру оценки, чтобы они наглядно стали участниками сдачи демонстрационного экзамена каждого нашего выпускника – и это дало возрастающий процент трудоустройства».


Начальник управления планирования и развития персонала АО «ЕВРАЗ ЗСМК» Алексей Домнышев отметил, что прием выпускников из образовательных организаций в последние годы возрос в два раза.


«Для нас демонстрационный экзамен – очень хороший инструмент отбора и определения мотивации потенциального работника, – пояснил он. – Мы видим студентов не только на итоговой аттестации, но и на промежуточных этапах сдачи экзамена и понимаем, насколько человек готов, насколько он подготовлен к продолжительной трудовой деятельности».


«Наличие этого инструмента сильно оживило взаимодействие между бизнесом и образовательными организациями, – такое мнение высказала заместитель директора «1С» по направлениям Ворлдскиллс Мария Правдина. – Но при этом важно сохранить высокие требования экзамена, объективность и надежность оценок при количественном возрастании организаций и студентов, сдающих экзамен».


Оценку выполнения заданий демонстрационного экзамена осуществляют независимые эксперты, прошедшие специализированное обучение в Академии Ворлдскиллс Россия и имеющие опыт оценки компетенций по методике Ворлдскиллс. По состоянию на 2021 обучено более 60 тыс. экспертов в 85 субъектах РФ. По мере расширения применения демонстрационного экзамена в стране и более тесному сотрудничеству предприятий и образовательных организаций число экспертов возрастет. Формирование квалифицированного экспертного сообщества будет играть определяющую роль в перспективном развитии независимой оценки государственной аттестации.


Источник: worldskills.ru

28.08.2021

СЕМИНАР "МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА ПО СТАНДАРТАМ ВОРЛДСКИЛЛС РОССИЯ"

28 августа 2021 года состоялся СЕМИНАР "МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА ПО СТАНДАРТАМ ВОРЛДСКИЛЛС РОССИЯ" в рамках Деловой программы Финала IX Национального чемпионата "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia).


Вопросы для обсуждения:

1. О нормативно-правовом и методическом обеспечении вопросов организации и проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия;

2. О разработке оценочных материалов для проведения демонстрационного экзамена в 2022 году:

2.1 О новых компетенциях Ворлдскиллс Россия, по которым планируется разработка оценочных материалов в 2021 году;

2.2 О новом подходе к разработке комплектов оценочной документации сроком действия до 3-х лет;

2.3 Об универсальных (расширенных) инфраструктурных листах и планах застройки площадок;

2.4 Об автоматизированной оценки результатов выполнения заданий в рамках демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия;

2.5 Об участии ФУМО при содержательной экспертизе комплектов оценочной документации.

3. О новой процедуре аккредитации центров проведения демонстрационного экзамена (ЦПДЭ):

3.1 О новой схеме проведения аккредитации ЦПДЭ;

3.2 Об этапах проведения аккредитации ЦПДЭ;

3.3 Об аккредитации площадки в качестве ЦПДЭ по универсальным (расширенному) инфраструктурному листу и плану застройки площадки;

3.4 О документообороте между участниками процедуры аккредитации ЦПДЭ;

3.5 Об ежедневном мониторинге этапов процедуры аккредитации ЦПДЭ;

3.6 О новой форме аттестата о присвоении статуса ЦПДЭ.

4. Об аудитах демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия:

4.1 О целях, задачах и предмете аудита демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия;

4.2 Об аккредитации аудиторов;

4.3 О видах аудита демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия;

4.4 О процедуре аудитов демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия;

4.5 Об итогах проведения аудитов демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия, проведенных в первом полугодии 2021 года;

4.6 О планах проведения аудитов демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия во втором полугодии 2021 года.


Ссылка на запись мероприятия: https://conference.worldskills.ru/final2021/dem_ekzamen_2, youtube

27.08.2021

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СЕССИЯ «ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО СТАНДАРТАМ ВОРЛДСКИЛЛС РОССИЯ: ИТОГИ ПЕРВОГО ПОЛУГОДИЯ 2021 ГОДА»

27 августа 2021 года состоялась АНАЛИТИЧЕСКАЯ СЕССИЯ «ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО СТАНДАРТАМ ВОРЛДСКИЛЛС РОССИЯ: ИТОГИ ПЕРВОГО ПОЛУГОДИЯ 2021 ГОДА» в рамках Деловой программы Финала IX Национального чемпионата "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia).


Вопросы для обсуждения:

1. О нормативном регулировании демонстрационного экзамена;

2. Об итогах проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия за 1 полугодие 2021 года;

3. О ходе выполнения субъектами Российской Федерации показателя федерального проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)»: «Доля обучающихся образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, продемонстрировавших по итогам демонстрационного экзамена уровень, соответствующий национальным или международным стандартам»;

4. О методике определения уровня соответствия результатов демонстрационного экзамена национальным и международным стандартам;

5. О результатах демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия в качестве практической части профессионального экзамена независимой оценки за I полугодие 2021 года;

6. Цифровые сервисы и информационные ресурсы по организации и проведению демонстрационного экзамена по стандартам «Ворлдскиллс Россия»;

7. О брендбуке проекта «Демонстрационный экзамен по стандартам Ворлдскиллс Россия».


Ссылка на запись мероприятия: https://conference.worldskills.ru/final2021/dem_ekzamen, youtube

12.05.2021

С 12 МАЯ 2021 ГОДА АГЕНТСТВО РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИЙ И НАВЫКОВ ПРИНИМАЕТ ЗАЯВКИ ОТ ОРГАНИЗАЦИЙ НА АККРЕДИТАЦИЮ ЦЕНТРОВ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА ЧЕРЕЗ САЙТ ТИКЕТ-СИСТЕМЫ

С 12 мая 2021 года Агентство развития профессий и навыков принимает заявки от организаций на аккредитацию Центров проведения демонстрационного экзамена через сайт тикет-системы.


📌 Документы и необходимые данные загружаются в соответствии с единой формой. Для каждого документа предусмотрено соответствующее поле.

📌 Представители центров проведения демонстрационного экзамена и координаторы уполномоченных организаций могут отслеживать статус согласования заявки в режиме онлайн.

📌 В целях повышения прозрачности согласования заявки, история проведения экспертизы доступна для всех задействованных лиц. Теперь нет необходимости пересылать документы по электронной почте.

📌 Зарегистрированным пользователям удобнее централизованно направлять иные запросы, касающиеся проведения ДЭ.


Более подробная информация и инструкции по ссылке


Источник: t.me/joinchat

09.09.2020

ПОДВЕДЕНЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА ПО СТАНДАРТАМ ВОРЛДСКИЛЛС В 2020 ГОДУ

В рамках деловой программы финала VIII Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) были подведены предварительные итоги проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия в 2020 году.


«Год у нас получился необычный: появились новые форматы и инструменты. Благодаря сложившейся ситуации демонстрационный экзамен стал основой для множества онлайн-проектов Союза, на нем весной 2020 года мы отрабатывали весь инструментарий, – рассказал заместитель гендиректора по внедрению регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» Олег Базер. – Это первый крупный проект Союза, который попал под удар в связи с введением ограничений, но быстро из-под удара вышел и приобрел много полезного».


Руководитель направления Департамента оценки компетенций и квалификаций Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» Евгений Борисов отметил, что из-за коронавируса планы были скорректированы и ряд регионов планирует провести демэкзамен до конца года. При этом уже удалось провести демэкзамен на уровне, превышающем прошлогодние показатели.

«В прошлом году мы проводили экзамен по 92 компетенциям, а в этом году – по 129 компетенциям. Охвачено 163 профессии. Из 35 тысяч участников демэкзамена более 26,5 тысяч сдавали экзамен в рамках государственной итоговой аттестации. Причем более 8 тысяч человек сдавали экзамен дистанционно», – сообщил Евгений Борисов


Руководитель направления Департамента оценки компетенций и квалификаций Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» Максим Хруслов отметил, что 23% демонстрационных экзаменов прошло в дистанционном формате. «В цифровой платформе были доработаны некоторые моменты в связи с появлением дистанционного формата. Например, появилось поле для выбора технического эксперта, появилась возможность указать, кто из экспертов присутствует удаленно или очно, а документы на сайте Союза можно изучить через QR-код», – отметил Максим Хруслов.


По оценке директора Центра развития навыков и профессионального образования Института образования НИУ «Высшая школа экономики» Федора Дудырева, ряд регионов столкнулся с системными проблемами в текущем году и нуждается в дополнительном взаимодействии с Союзом «Молодые профессионалы» для эффективной организации образовательного процесса и проверки компетенций выпускников. «Когда регионы обдумывают отстройку своего образовательного процесса в целом, можно и нужно заимствовать решения, которые дает Ворлдскиллс, для переноса в более широкую практику», – подчеркнул Федор Дудырев.


В рамках деловой программы финала национального чемпионата для представителей образовательных организаций был организован методический семинар по подготовке к проведению демонстрационного экзамена в 2021 году. Олег Базер подчеркнул, что важно сохранить качественный уровень проведения демэкзамена с учетом условий его проведения: «Надо учесть весь наработанный опыт 2020 года, чтобы минимизировать сложности и не потерять качество».


Деловая программа финала VIII Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) проходит в дистанционном формате трансляций с дополненной реальностью, вебинаров, онлайн-дискуссий и воркшопов. Зрители и участники из любой точки России и мира смогут присоединиться к мероприятию в режиме live, где ведущие профессионалы и эксперты нашей страны обсуждают условия для подготовки квалифицированных специалистов.


Запись мероприятия: conference.worldskills.ru/nf


Источник: worldskills.ru

18.06.2020

Минпросвещения России совместно с движением Ворлдскиллс Россия проведут онлайн-марафон в рамках «Дня открытых демонстрационных экзаменов»

Прямая трансляции охватит 15 колледжей из 13 регионов страны и 15 компетенций.


Ведущие – международный эксперт WorldSkills Russia по компетенции «Столярное дело», серебряный медалист европейского чемпионата EuroSkills 2018 Виталий Бондаренко и международный эксперт WorldSkills Russia по компетенции «Кирпичная кладка», обладатель медальонов за профессионализм EuroSkills 2018 и чемпионата мира WorldSkills Kazan 2019 Сергей Херкун.

Старт марафона в 11:00 по московскому времени в официальном сообществе Минпросвещения во Вконтакте.


Источник информации
21.05.2020

СОСТОЯЛИСЬ ПЕРВЫЕ ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ ЭКЗАМЕНЫ В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ

Предложения по проведению демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия в дистанционном формате одобрены Министерством просвещения РФ. Новый формат уже прошел апробацию. Всего разные виды дистанционных форматов будут применены к 80% компетенций.


Механизмы, разработанные Союзом «Молодые профессионалы», позволяют адаптировать государственную итоговую аттестацию с использованием демонстрационных экзаменов к сложной эпидемиологической ситуации. По 75 из 129 компетенций эксперты смогут работать удаленно. По 28 студенты смогут сдавать экзамен не выходя из дома в режиме онлайн. Еще по 22 компетенциям предусмотрен частично-дистанционный формат.


«Опыт проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия чрезвычайно полезен: на его основе можно делать выводы, как усовершенствовать этот формат, и масштабировать его, – отметил первый заместитель министра просвещения Дмитрий Глушко. – За последние годы демонстрационный экзамен активно набирает популярность в системе среднего профессионального образования. Он наглядно показывает навыки и способен раскрыть мастерство студента. Мы понимаем, что переход на дистанционный формат в текущей ситуации – это вынужденная мера, но задействуем все механизмы для качественного проведения экзаменов».


Ранее все регионы страны получили методические рекомендации, подготовленные Министерством просвещения РФ, по организации образовательного процесса на выпускных курсах в системе СПО в условиях усиления санитарно-эпидемиологических мероприятий.


«Мы разработали новые форматы: дистанционную оценку, полностью автоматизированную оценку и различные цифровые форматы демонстрационного экзамена. Их можно будет применять для большинства ИТ-компетенций и проводить по запросу: участнику не нужна площадка - все необходимое он найдет в облаке, оценка его работы и оценка результатов также будет проходить удаленно с помощью специально разработанных программ и алгоритмов. Совместно с экспертами Ворлдскиллс Россия мы создали различные дистанционный форматы более чем по 100 компетенциям», -подчеркнул заместитель генерального директора по внедрению регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» Олег Базер.


Дистанционная оценка позволит уменьшить количество экспертов на экзамене. Для правильной организации процесса в условиях непростой санитарно-эпидемиологической ситуации учтены требования по необходимости уменьшения количества одновременно работающих на площадках студентов.


Дистанционный формат демонстрационного экзамена апробирован в нескольких регионах страны. До конца мая такие экзамены пройдут в 7 субъектах России. В них примут участие более 500 студентов.


Источник: Союз Ворлдскиллс Россия

05.10.2018

ДМИТРИЙ ГЛУШКО: ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ВНЕДРЕНИЮ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА В РОССИИ УДАЛСЯ

Около 50 тысяч российских студентов колледжей за два года сдали демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills Russia, подтвердив свои профессиональные компетенции и навыки. О будущем экзамена, о том, какие преференции в жизни дает этот экзамен, и почему нужно сокращать время обучения специальности в колледжах, рассказал в интервью ТАСС заместитель генерального директора по внедрению регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста Союза "Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)" Дмитрий Глушко.

— Дмитрий Евгеньевич, почему Союз WorldSkills Russia решил проводить демонстрационный экзамен в российских колледжах? Ведь глобальное движение WorldSkills существует с середины XX века, а идея родилась в России, ставшей членом мирового движения лишь в 2012 году?

— История демонстрационного экзамена в России началась с эксперимента: мы решили перенести на среднее профессиональное образование процесс оценки, который используется на мировых чемпионатах по профессиональному мастерству WorldSkills. Апробация экзамена проходила в 2016/2017 учебном году. По его результатам мы увидели огромный разрыв в уровне владения профессиональными навыками между участниками чемпионатов WorldSkills и массивом студентов, обучающихся в колледжах.

Ключевую роль в становлении и продвижении демонстрационного экзамена сыграла Москва, объявившая, что будет проверять всех студентов по единым стандартам. И в первый год через демонстрационный экзамен прошло 10 тысяч студентов из Москвы из всех 13 тысяч выпускников СПО по городу. Мы обнаружили, что при одинаковом финансировании результаты в колледжах столицы оказались разными. Выявились колледжи, где уровень подготовки в среднем выше, чем по стране, но в то же время среди колледжей нашелся один, в котором профессиональные навыки студентов не соответствовали даже среднероссийскому уровню. Наш экзамен позволяет проводить не только индивидуальную оценку, но еще и проверять качество материально-технического оснащения, подготовленность преподавателей, которые передают этот навык, и вообще нацеленность администрации колледжа формировать образовательный процесс в соответствии с международными стандартами.

В ходе эксперимента мы также пришли к выводу, что задания можно сократить и выполнять в течение одного-двух дней, а не трех, как это бывает на международных чемпионатах. Сокращение по времени позволило сократить финансовые расходы. При этом сложность заданий не изменилась. В целом, можно сказать, эксперимент по внедрению демонстрационного экзамена в России удался.

— На кого рассчитан экзамен, кто может принимать в нем участие?

— Вопрос профессиональной подготовки и прохождения демонстрационного экзамена актуален не только для школьников, но и для абсолютно любого человека, который желает подтвердить свои профессиональные компетенции. Если ты обучался на токаря станка с ЧПУ, то неважно, сколько тебе лет, ты должен свои навыки подтвердить, сдав такой экзамен.

— Какие условия являются обязательными для проведения демонстрационного экзамена?

— Наш экзамен проводится только на площадке, которая по оборудованию рабочего места соответствует инфраструктурным условиям мирового чемпионата. Для нас очень важно сохранить качество оценочных процедур и объективность, а также доверие промышленных компаний с точки зрения подтверждения навыков, которые студент будет применять на производстве.

Поэтому мы не экономим на экспертах, которые проводят оценку. Их работу координирует и оценивает другой эксперт, независимый от региона и образовательной организации. Он работает по договору с Союзом WorldSkills Russia и отвечает перед нами за качество проверочных процедур. За два года мы отменили результаты экзамена на десяти площадках, потому что там были нарушены процедуры оценки и принципы выполнения заданий.

— Результаты экзамена признаются мировым сообществом? Как эту идею восприняли сами промышленники и руководители других стран — участниц WorldSkills?

— Компании DMG Mori, Festo и другие подписали соглашение о признании процедуры экзамена. Система оценки, разработанная в России, начинает транслироваться в ряд других государств, где все эти компании представлены. Совместно с Китаем, Индией и другими странами мы начнем проводить процедуру оценки навыков по такому же принципу, как она проводится в колледжах России. Для нас это важно еще и потому, что мы сможем сравнивать качество подготовки наших студентов с качеством подготовки в других национальных системах.

— По итогам аттестации профессионалы получают документ, подтверждающий компетенцию, — Skills Passport. Какие преимущества это дает участникам?

— Около сотни различных компаний в России и еще несколько глобальных компаний в мире признали Skills Passport и применяют этот документ для подтверждения навыка при трудоустройстве. Например, резюме на портале Роструда "Работа в России", отмеченные значком WorldSkills, приковывают внимание работодателя, и эти работники трудоустраиваются быстрее. Некоторые люди размещают в своих резюме на разных других порталах заведомо ложную информацию о том, что прошли наш экзамен или являются участниками нашего движения. Мы отслеживаем эти факты. Те сайты, с которыми мы сотрудничаем, как, например, портал "Работа в России", проводит сверку резюме с нашей информационной системой. Взаимная интеграция информационных систем Роструда и WorldSkills позволит дать больше качественной информации работодателю о том человеке, который претендует на рабочее место.

— Сколько профессионалов сейчас объединяет эта база данных?

— На сегодняшний день в нашей базе собрана информация почти о 50 тысячах работников и их профессиональных компетенциях: в 2017 году через экзамен прошли 14 тысяч человек, в этом году еще 30 тысяч. По нашим оценкам, через несколько лет порядка 200 тысяч человек будут сдавать этот экзамен. Мы предоставим доступ к этой информации и результатам экзамена нашим партнерам и компаниям, которые ищут себе персонал, чтобы они могли более тщательно и детально изучить все навыки и компетенции и нанять нужного сотрудника. Эта информационная система даст понимание работодателю, в каких именно модулях в рамках одной компетенции человек работает лучше всего. Мы планируем, что в октябре 2018 года в этой системе появятся личные кабинеты регионов, и каждый региональный министр или губернатор сможет проверить, как колледж на его территории готовит специалистов в сравнении с другими регионами.

— В Министерстве просвещения заявили, что вовлеченность студентов в программы WorldSkills должна составлять не менее 30%, тогда как сейчас это всего около 1,5%. Вы считаете это достижимым результатом?

— В прошлом году мы делали анализ вовлеченности организаций в наше движение. В стране около 3,5 тысяч колледжей. Мы посчитали те колледжи, в которых хотя бы один студент участвовал в региональных чемпионатах. Таких оказалось около 1 тысячи — то есть уже треть.

Задача стоит другая — чтобы в каждом колледже 30% студентов хотя бы на уровне своего колледжа участвовали в своем чемпионате. Эту задачу, я думаю, мы к 2020–2022 годам точно решим. Для этого нужны определенные усилия, но прирост участников даже сейчас ощутимый. Если первый год в демонстрационном экзамене принимало участие 26 регионов, то в этом году уже 64 субъекта проводили экзамен по разному количеству компетенций. При этом мы постоянно наращиваем количество компетенций.

Около десяти компетенций создали в этом году, по некоторым из них впервые проводили экзамен. В том числе это финансовые компетенции: электронные платежи, аналитик страхового рынка, также IT-компетенции "корпоративная защита от угроз". Эти профессии сейчас очень актуальны и востребованы на рынке труда. Мы стараемся находить лидеров отрасли, с сильнейшими из них разрабатываем эти компетенции. Нам важно, чтобы в эту работу вливались новые экспертные сообщества. Создание новой компетенции — длительный процесс, нужна хотя бы пара лет, чтобы создать нормальный инструмент оценки.

— В государственных колледжах, чтобы получить профессию, нужно учиться в среднем три года. Не считаете ли вы, что нужно как-то оптимизировать сроки обучения. Что говорит об этом опыт WorldSkills и мировая практика?

— Как вы знаете, первый год обучения в колледже на базе девяти классов студента, помимо выбранной специальности, нагружают еще общеобразовательными предметами 10–11-го класса школы. И в этом есть проблема. Мое личное убеждение: нужно разделять подготовку по компетенции и общеобразовательные дисциплины и по-разному оценивать уровень знаний. В федеральных образовательных стандартах встречаются казусы, например, заочное обучение на парикмахера длится 5,5 лет. Люди с большим энтузиазмом идут учиться на коммерческие курсы, если они не превышают шести месяцев. Ведь чем быстрее человек получит компетенцию или обновит ее, тем он быстрее окупит свои вложения. Но когда мы говорим о государственном образовании, считается, что человек должен учиться несколько лет. Насколько это эффективно, полезно и быстро "отбивается", это большой вопрос. На мой взгляд, нужно сокращать время на получение компетенций.

Система среднего профессионального образования сейчас больше напоминает систему некоей повинности. Вот ты пришел сейчас и должен отбыть три года. И после этого тебе выдают диплом за то, что ты доходил до финала.

Если по стране условно на одного человека в год выделяется 40 тысяч рублей на обучение в колледже, то за три года это уже 120 тысяч рублей. Но на самом деле этого мало для системы профессиональной подготовки. В эту стоимость не включаются расходные материалы, и колледжи, чтобы научить человека практической деятельности, должны финансировать их приобретение за счет своей внебюджетной деятельности. Если мы возьмем те же 120 тысяч рублей, выделяемых государством на три года, и перенесем их на полгода, то мы увидим, что за эти деньги сможем качественно подготовить специалиста.

— То есть, получается, нужно менять систему финансирования колледжей?

— Государство должно платить образовательному учреждению не за процесс передержки, а за эффект от его подготовки. И тогда у образовательных организаций возникнет стимул готовить специалистов не три года, а шесть месяцев. Наши ребята-чемпионы тратят на подготовку к чемпионатам от четырех до восьми часов в день. Спортсмены, готовясь к Олимпиаде, тоже проводят на тренировках восемь-десять часов в день ежедневно. Также и студенты должны работать над оттачиванием своих навыков в колледжах.

Конечно, и общеобразовательные дисциплины нужны, но меня всегда удивляет, как директора школ пытаются отправить девятиклассников в колледж. Даже если он получит профессию, а мы сможем сделать это за полгода, он не сможет потом работать только потому, что просто не подходит по возрасту. При этом качество общеобразовательных дисциплин в колледжах заведомо хуже, чем в школе. Кроме того, региону приходится формировать в двух подведомственных ему учреждениях две базы вместо одной: и кабинеты физики, и химии, и биологии, и содержать преподавателей и так далее...

Порой колледж нужен только для того, чтобы на основании диплома поступить в вуз. И это тоже большой минус, потому что в вуз нужно поступать на основе ЕГЭ. А колледж должен быть не временем передержки, а наоборот — должен формировать набор качественных компетенций. Студент, завершивший образование, но не имеющий рабочей компетенции, на мой взгляд, является промышленным туристом. Его можно забросить на промышленный объект, он будет все о нем знать, как устроены все процессы, но его ни к чему нельзя будет подпустить, потому что он не умеет работать ни на одном агрегате, ни на одной установке.

Беседовала Татьяна Виноградова

Источник материала: ТАСС, информационное агентство

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН В 2017-2018 УЧЕБНОМ ГОДУ

Демонстрационный экзамен проводится с целью определения у студентов и выпускников уровня знаний, умений, навыков, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретной профессии или специальности в соответствии со стандартами Ворлдскиллс Россия.

Включение формата демонстрационного экзамена в процедуру государственной итоговой аттестации обучающихся профессиональных образовательных организаций – это модель независимой оценки качества подготовки кадров, содействующая решению нескольких задач системы профессионального образования и рынка труда без проведения дополнительных процедур.

  • ГАПОУ СО "Берёзовский техникум "Профи": Визуальный мерчендайзинг, Предпринимательство, Малярные и декоративные работы, Поварское дело;

  • ГАПОУ СО "Уральский колледж строительства, архитектуры и предпринимательства": Графический дизайн, Визуальный мерчендайзинг, Дизайн интерьера, Облицовка плиткой, Геодезия, Малярные и декоративные работы, Сухое строительство и штукатурные работы, Предпринимательство, Промышленный дизайн, Администрирование отеля;

  • ГАПОУ СО "Екатеринбурский экономико-технологический колледж": Холодильная техника и системы кондиционирования, Хлебопечение, Администрирование отеля, IT решения для бизнеса на платформе 1С: Предприятие 8, Программные решения для бизнеса, Предпринимательство, Выпечка осетинских пирогов

  • ГАПОУ СО "Екатеринбургский колледж транспортного строительства": Администрирование отеля, Лаборант химического анализа, Ремонт и обслуживание легковых автомобилей

  • ГАПОУ СО "Уральский радиотехнический колледж им. А.С. Попова": Электроника

  • ГАПОУ СО "Уральский политехнический колледж - МЦК": Обработка листового металла, Инженерный дизайн CAD (САПР), Токарные работы на станках с ЧПУ, Фрезерные работы на станках с ЧПУ, Промышленная робототехника

  • ГАПОУ СО "Техникум индустрии питания и услуг "Кулинар": Поварское дело

  • ГАПОУ СО "Нижнетагильский техникум металлообрабатывающих производств и сервиса": Сварочные технологии

  • ГАПОУ СО "Уральский колледж технологий и предпринимательства": Автомеханик, Малярные и декоративные работы

  • ГБОУ СО "Уральский колледж бизнеса, управления и технологии красоты": Прикладная эстетика

  • ГАПОУ СО "Первоуральский металлургический колледж": Электромонтаж

  • ГАПОУ СО "Екатеринбургский торгово-экономический техникум": Администрирование отеля, Ресторанный сервис, Поварское дело

  • ГБПОУ СО "Нижнетагильский торгово-экономический колледж": Поварское дело

  • ГАПОУ СО "Каменск-Уральский агропромышленный техникум": Эксплуатация сельскохозяйственных машин

  • ГАПОУ СО "Каменск-Уральский техникум торговли и сервиса": Предпринимательство, Поварское дело

  • ГАПОУ СО "Нижнетагильский государственный профессиональный колледж имени Н.А. Демидова": Туризм

  • ГБОУ СО "Уральский колледж бизнеса, управления и технологии красоты": Парикмахерское искусство

  • ГАПОУ СО «Верхнесалдинский многопрофильный техникум им. А.А. Евстигнеева»: Фрезерные работы на станках с ЧПУ

  • ГАПОУ СО "Ирбитский политехникум": Поварское дело


Ссылки на прошедшие трансляции демонстрационного экзамена:

ЦПДЭ - ГАПОУ СО «Уральский колледж строительства, архитектуры и предпринимательства»

- Компетенция «Графический дизайн»

- Компетенция «Сухое строительство и штукатурные работы»

- Компетенция «Промышленный дизайн»

- Компетенция «Предпринимательство»

- Компетенция «Дизайн интерьера»

- Компетенция «Геодезия»

- Компетенция «Визуальный мерчендайзинг и витринистика»

- Компетенция «Облицовка плиткой»

- Компетенция «Малярные декоративные работы»